. "Учебник как источник информации на уроках технологии в начальных классах" - Из опыта работы... - Для успешной работы - Каталог файлов - Технология в начальной школе (сайт учителя)
Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость|RSS Четверг  21.11.2019 01:07

    "Технология"
в начальной школе



Добро пожаловать!

На сайте

Стоп - кадр

Там-там новости

Хотелось бы знать
Любимые темы на уроках технологии в начальной школе
Всего ответов: 57



"Учебник как источник информации на уроках технологии в начальных классах"
28.03.2011, 01:49

                                                    

Учебник и рабочая тетрадь как источник информации на  уроках  технологии в начальных классах.

     Выступление  на городской  конференции.

 

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер  Это и о нас, об учителях.

Задача учителя, помимо самообразования, состоит еще и в том, чтобы  развить у детей те общие умения и навыки, которые помогут ему в будущем получать знания самостоятельно.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. - К. Хаббард

Одним из основных информационных  источников в начальной школе на уроках технологии  является учебник и рабочая тетрадь.

Надо сказать, что опыт работы по учебникам на уроках технологии не богат, так как учебники по  русскому языку, математике и другим предметам появились  значительно раньше (3-4 столетия назад)  и претерпевали значительные существенные изменения, а учебникам технологии всего 10-12 лет и со временем  они тоже будут отвечать  всем требованиям.

Если открыть нормативный документ, федеральный компонент государственного стандарта, то можно процитировать:

1.  … в результате изучения технологии ученик должен знать

- основные источники информации. А источник информации - это что?  Учебник и рабочая тетрадь.

2.  …ученик должен уметь:

-выполнять инструкции при решении учебных задач. А  учебные задачи где?

В учебнике и рабочей тетради.

-получать  необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на  бумажных и электронных носителях).

А бумажный носитель- это что?  Учебник и рабочая тетрадь и т. д.

И наша задача научить детей работать с учебником и рабочей тетрадью.

 

В настоящее время  по технологии несколько УМК, и все они направлены  на реализацию  Стандарта начального общего образования.

Мы, практики, очень рады, что появилось такое разнообразие учебников. Это очень облегчает  подготовку к уроку, а наличие рабочей тетради значительно экономит время учителя. Но для того, чтобы его действительно сэкономить, надо научить учащихся:

 - быстро ориентироваться в учебнике,

 - понимать текст,

 - читать чертежи и операционные рисунки,

 - выстраивать план работы по предмету.

 Как же учебник,  источник информации, помогает  развивать  учебные  умения и навыки на уроках технологии?

С помощью учебника   учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, готовят рабочее место, учатся оценивать свою работу. Используя  информацию учебника, дети учатся размышлять, решать технологические и конструкторские задачи, принимать участие в осуществлении коллективных проектов. Учебник дает возможность  организовать исследовательскую деятельность  детей при проведении опытов и наблюдений за изменениями свойств материалов.

 Рабочая тетрадь к учебнику технологии включает в себя  дополнительную базу материалов для  занятий, способствует более быстрому процессу изготовления изделий из готовых деталей, особенно в условиях 1 часа в неделю  в 1-х и во 2-х классах  и  побуждает учащихся к активной самостоятельной деятельности.

Остановлюсь на некоторых этапах  урока технологии, где используется учебник.

Первое знакомство с учебником. Важно на уроках трудового обучения при знакомстве с учебником и тетрадью актуализировать имеющиеся знания, так как с учебной книгой дети уже знакомились на уроке чтения (Азбука), на уроке математики (Учебник математики). И теперь на уроке технологии  они получают еще один учебник.  Как приятно полистать книгу, в которой так много ярких разнообразных изделий. Даю время на ознакомление с учебником, а затем спрашиваю, отличается ли он от «Азбуки» и чем (учит делать изделия, а азбука учит читать) Называю автора учебника, знакомлю  с  его разделами,  с номерами  страниц, уточняю, где можно посмотреть содержание, где  найти справочный материал.

И обучение продолжается.

Учу   находить нужную страницу, дети приходят к выводу, что необходима закладка, Раздаю закладки  в  виде картонных полосок, которые впоследствии  украшаем. Чтобы легко ребята ориентировались в учебнике,  уточняю, как пользоваться условными обозначениями, данными в книге.

После неоднократного повторения дети запоминают их или обращаются к справочной страничке.

 

С учебником познакомились, и теперь надо найти для него место на рабочем столе. Учитывая, что на нем лежат конверты для незаконченных работ, инструменты и материалы, приходится думать, когда и куда положить учебник (на угол стола или на подставку, на середину стола или вообще убрать в стол). Бывают уроки, на которых  после подготовительной работы по учебнику оставляю всего один открытый учебник  у доски, чтобы ребята в любой момент могли подойти и посмотреть необходимую информацию

(особенно тогда, когда работаем с пластилином).

В зависимости от темы учитель планирует, на каком этапе урока необходима информация из учебника, когда для развития умений использовать рабочую тетрадь.

Учебник знакомит детей с видами и способами обработки материалов: бумаги, текстиля, природного материала, так  называемого бросового материала (готовые формы).  По  каждой предложенной теме  в виде рисунков представлены не один, а несколько образцов, и мы с ребятами можем выбрать то, что нам  больше подходит и по сложности, и по потребности в этом изделии.

Чтобы научить  понимать текст  и рисунки учебника, предлагаю прочитать,  ответить, что поняли в тексте, а что  нет, найти соответствующий текст к рисунку. Прошу найти ответы на вопросы по технологии изготовления изделия или приема работы,  выбрать то главное, что необходимо знать и уметь для выполнения  задания.

Дети учатся читать не только текст, но и комплексный чертеж, ГИК, которые встречаются иногда на страницах учебников. Правда,  жаль, что  приемы  построения деталей  измерительными инструментами  показаны не во всех учебниках.

 

С помощью  рисунков, вопросов, чертежей учебник  помогает детям учиться  анализировать образцы изделий (названия частей, количество деталей, материалы и т. д.) Анализ изделия может быть по устному описанию и представлению.

Обучая детей такому общему умению как планирование работы,  снова обращаю их внимание  на страницы учебника, где авторы предлагают план- инструктаж в виде операционных  рисунков с текстом «сделай так…».  Часто я  предлагаю детям  творческое задание  -  составить  свой  план, а потом сравнить его с планом в учебнике или рабочей тетради при этом обосновать свой вариант, если он отличается.

 При  выполнении практической работы учебник иногда  незаменим потому, что  часто он показывает всю последовательность  работы, а детали из рабочей тетради, входящей в учебник мы не вырезаем, чтобы сохранить учебник. Шаблоны, выкройки переводим через кальку или тонкую бумагу.

Так, шаг за шагом ребята приобретают  общие информационные  учебные умения  и навыки, которые помогают не только изготовить изделие, но и получить дополнительный   источник  теоретических знаний  о видах работы, об инструментах, о ремеслах.  Очень хорошо, что такой информационный материал есть в учебнике. Использовать этот материал можно до урока, во время урока и во внеурочное время. Один из вариантов его использования на уроке – обеспечить занятость тех учащихся, кто практическую часть работы заканчивает раньше. 

Важным моментом в развитии обще трудовых умений и навыков  является самоконтроль.

Проверить,  правильно ли выполнена работа, мы тоже можем по учебнику: сравнить общий вид, проверить предложенные автором  задания, выставить работы на доске и полюбоваться результатом. Чтобы научить правильной самооценке, знакомлю ребят с критериями  оценки перед началом работы (это и умение работать по учебнику), напоминаю о качестве работы в процессе ее выполнения и  спрашиваю мнение детей по окончанию работы. Как правило, дети видят сами, что получилось, что нет.  Коллективные  работы, которые тоже предлагают авторы многих учебников, формируют у ребят умения работать в группе, согласовывать план работы и технологию выполнения проекта. Таким образом, использование учебника  возможно  на любом этапе урока  технологии. 

Надеюсь, мне  удалось  показать  вам значимость учебника и рабочей тетради как информационного источника в развитии общих умений и навыков, а информация это стержень для их формирования.

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект,

а технология  – свой результат.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.

                                                                          Конференция.   АППО. 25.01.07.

                                                   (Выступление Левитиной Л.С., школа №149)
Категория: Из опыта работы... | Добавил: Lubov
Просмотров: 2262 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
uCoz
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Кнопка сайта

    Поиск по сайту

    Выбирайте раздел

    Материалы

    Облако тегов
    Правила дети КСИЛ квиллинг кручение игольница город мастеров игра алгоритм построения измерение инструмент новый год день ёлка кроссворд. загадка разметка корда Игла творчество Кукла задания кроссворд Композиция безопасность декупаж идея изделия инструменты 1 сентября игрушка на конусе. конструирование конус Городец конь-качалка колодец моделирование кордовая Олимпиада 2100 клапан шкатулка Конкурс весёлый лоскуток санки Виртуальная экскурсия крышка Мастер класс 3 класс 8 марта кулинария 5 класс букет осенний ваза баннер жюри прихватка бумагокручение бабка ёжка Избушка фестиваль конструирование моделЬ добрых рук мастерство ДИПЛОМ итоги выставка 1812 Воспоминания лето технология викторины витраж баннеры интернет-викторина творческая мастерская кардмейкинг ДПИ бумага геометрический узор 4 класс баннеры участникам чертёж развертка вертушка летающая модель мастер-класс шаблон презентации Встреча друзья видеоурок декоративно-прикладное творчество глина керамика Полоски Детали дымково лепка из пластилина лепка бумажные технологии весна Вырезание зима

    Погода за окном

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт посетили:


        Непрерывная подготовка учителя технологии    Страна Мастеров  
    Сайт Левитиной Л.С. © 2019
    Сайт создан в системе uCoz