. Коллективное творчество детей на уроках технологии в начальной школе. - Из опыта работы... - Для успешной работы - Каталог файлов - Технология в начальной школе (сайт учителя)
Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость|RSS Четверг  21.11.2019 00:35

    "Технология"
в начальной школе



Добро пожаловать!

На сайте

Стоп - кадр

Там-там новости

Хотелось бы знать
Любимые темы на уроках технологии в начальной школе
Всего ответов: 57



Коллективное творчество детей на уроках технологии в начальной школе.
28.03.2011, 01:13

 

«Взгляд детей мне душу согревает,

Их энергия мне силы придает,

Детский смех весельем заражает,

Дружба детская меня не предает».

С. В. Черемисина

О времени и о себе.

«Образование не достигает точки насыщения» - афоризм, который  очень  точно характеризует профессию педагога. Как и многие мои коллеги, выбрав  учительскую стезю более 30 лет назад, из года в год  я ставлю перед собой одну и ту же   проблему, как заинтересовать, увлечь, научить,  развить, чтобы взгляд, что «душу  согревает»  излучал  пытливость, ум, интерес. И работа  в сельской школе, где  старшие коллеги были замечательным примером  для  подражания, и школа «Орленка», которая учила  проводить коллективные творческие дела, и  участие в разработке альбомов по ремеслам Русского Севера  в УПМ, и школа, и  детское «здравствуйте», и «спасибо за урок»,- все это заставляет находиться в постоянном поиске. На  сегодняшнем  этапе, по моему  убеждению, в системе развивающего обучения одним из важных моментов  является развитие творчества и коллективного творчества в том числе. Этой теме я и посвящаю свою работу.

О   технологии - образовательной области.

Образовательная область «Технология» призвана  оказать помощь в  развитии  ребенка,  как личности активной и творческой. Урок технологии – не только процесс  репродуктивной  деятельности, но и урок, направленный на формирование умений  планировать свою работу, выполнять ее по этому плану, вносить какие-то изменения в заданную конструкцию. Урок направлен на   осознанное восприятие школьником  учебной информации,  результатом  которого является творческое   использование  багажа  полученных  знаний   при  разработке  и изготовлении объекта  труда, а также  при выполнении проектов.

Немного истории.

Оказывается, что «метод проектов»  совсем  не  новая идея.

Вопросом проектного обучения  занимались  американский психолог Джон Дьюи,  его последователь,  профессор, Уильям  Килпатрик и многие другие. В основу  метода была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря  решению той или иной  значимой  проблемы.

В 1920-е годы «метод проектов» привлек внимание советских педагогов (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать методы проектов в обучении.   Как отмечает автор статьи  «К столетию проектного обучения» Марина Цветкова в газете «Первое сентября» «на рубеже веков школа ищет новые методы обучения, возрождая  достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия».

Внедряя эти методы обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что:

-  время работы над изделием (проектом) должно  быть более кратковременным,

-  метод обучения – сочетание репродуктивного и творческого,

- большая  часть  времени  на уроке  должна быть  отведена  практической   деятельности,

- использование детских работ чаще всего на уровне выставок, конкурсов, праздников,

- экономические расчеты  будут весьма сомнительные.

Коллективное творчество.

В своей практике я, пожалуй, занимаюсь больше  подготовкой к предстоящей в будущем проектной деятельности.  Работая учителем  технологии (трудового обучения) в начальной школе, я  пытаюсь   найти  что-то такое, что бы привлекало ребят,  пробуждало в них желание  выполнять изделия интересными и по конструкции  и по дизайну. А  форму организации учебной деятельности  стараюсь тоже разнообразить: то индивидуально, то в парах, то в группах. Разработанный Н.М. Конышевой   курс «Технологии» для начальной школы построен на элементах проектной деятельности, его я использую в работе. Но иногда  простое знакомое изделие, выполненное   индивидуально, в коллективной работе  более интересно и значимо. И вот здесь я думаю, в каком внеклассном мероприятии  можно с пользой применить  творчество детей,  как можно объединить работы,  какую композицию создать.

Например, на первом этапе сложности, научившись складывать рыбку, предлагаю детям изменить форму  рыбки, а затем приклеить на основу - аппликацию или рисунок «Аквариум», который предварительно подготовили дети  на занятиях кружка.  Выполняя работу «Букет»,  каждый ребенок рисует и вырезает свой вариант цветка (выбираем интересные варианты и используем в качестве  шаблона),  Кроме разных видов бумаги можно использовать и текстильные материалы. Другой вариант букета  выполнен из скрученных и склеенных полосок (серпантин), которым каждый придает свою форму, и в группах  или отдельной  бригадой дети составляют композицию из  отдельных деталей или частей. А на линейке  ребята с радостью вручают коллективное поздравление адресату.

А ребятам 2 класса  предстояло  включиться в  «строительство домика в деревне», им казалось, что это очень трудно (полуобъемная аппликация). Но урок за уроком, второклассники, выстроили целую улицу. А на следующих уроках научились плетению «берестяных» головных украшений.

И все это необходимо было  для проведения праздника в классе «Вдоль по улице». Это уже второй этап сложности.     При выполнении задания «Городской перекресток» у ребят появилась     необходимость   проявить больше самостоятельности. «Городская улица» стала выглядеть более разнообразно,  когда, обсудив  разнообразие  форм и  конструкций зданий,  каждый выбрал тот вариант, который ему понравился.  А, выполняя прорезные  балкончики, можно было внести свои изменения в размеры и количество балкончиков. Объединив в «микрорайоны»  свои макеты,  ребята  занялись оформлением.  На занятиях кружка  сделали  разметку «перекрестка» и поставили  макеты дорожных знаков.  Ребята могли  проверить свои знания по ПДД, а в последующей игре еще и заработать жетоны  (Праздник-игра «Город мастеров»).

При изучении темы «Стиль и стилевое единство» («Технология»  Н. М. Конышева  3 класс)  я предложила ребятам выполнить самостоятельно  творческое  задание   «Уголок комнаты».  Кроме картона и бумаги можно было использовать различные материалы (мелкие коробки, катушки, лоскуты ткани и др.). Работали дети с большим желанием. В результате  появилась выставка, которую  с интересом рассматривали ребята других классов. В этой работе учащиеся, по  сути, выполнили  почти все этапы  проекта от замысла, выработки идеи до устной презентации  своей работы.

Форма организации детей  - очень важный момент  на любом уроке. При выполнении такой работы, как «Старинный замок», важно было распределение объема работы  между группами.

В этой коллективной работе есть разный уровень сложности, соответственно  учитываются  возможности  учащихся  при  делении класса на группы.

На следующем, третьем  этапе сложности, объявляю  «конкурс   юных архитекторов» в рамках подготовки к устному журналу   «Тебе, мой город,  посвящаем…»

Весь  проект дети выполняли индивидуально и самостоятельно, от разработки конструкции до   завершения работы. К моменту проведения устного журнала  членами жюри  (в него входили и дети) были  отмечены победители, которым вручили грамоты и  призы.

Иногда  проблема  для  выполнения  того  или  иного  творческого задания  возникает  неожиданно, и я принимаюсь за ее решение, потому что это интересно  и мне, и  детям.  Так,  два класса начальной школы  участвовали в игре - путешествии, проводимой  ВОДОКАНАЛОМ.

Одним из заданий было изготовление почтового ящичка.   Фотографии лучших ящичков надо  было отправить в  Штаб игры.  Замечательная  проблема  для  проектной  работы.

С каким увлечением дети  работали: рисовали эскизы, конструировали свои  изделия, оформляли.  Правда,  в процессе работы, иногда выяснялось, что изображение на рисунке, отличается от готовой конструкции, но  самое важное то, что все ребята справились с  заданием. И какова была радость ребят,  когда в завершении  игры  классы получили  грамоты, призы  и, самое главное, праздник  на предприятии  ВОДОКАНАЛ.

Другой класс принимал активное участие в творческой  работе, посвященной  Диво Острову, что  расположен   на  Крестовском  острове. Отправной точкой  для этой коллективной работы был  буклет «Диво Остров» и приглашение поучаствовать в конкурсе творческих работ. «Поучаствовать?  Это здорово!»- откликнулся  3-Б.  Объединившись в творческие группы по желанию, ребята стали обсуждать,   выполнять эскизы, расчеты, подбирать  материал, распределять в группе, кто какую часть конструкции  выполняет.

Моя задача была  помочь в организации  всех этапов выполнения работы. Выступая в роли советчика, консультанта, координатора, я видела, что ребятам нравится  выполнять такие задания.  Даже  слабые  ребята  тянулись   за  успешными  детьми и  старались быть нужными в  группе. А я  поощряла   ту команду, в которой царило дружелюбие, взаимопонимание  и работоспособность. Выбрав на конкурс самые интересные  работы, с  вновь собранной  группой, в которую  вошли по представителю от каждой, во внеурочное  время  мы собрали макет  «Диво  остров – остров радости»   и отправили   его организаторам конкурса. Конечно, мы, взрослые, понимаем, что работа маленького ребенка  не станет  образцом  для создания нового аттракциона,  но  желание  творить мы  в нем  поддержим. Ребята, чьи  работы вошли   в общий  макет, были награждены бесплатным посещением «Диво острова»  и грамотами за участие в конкурсе.

Задания творческого характера, периодически предлагаемые учащимся, заставляют детей применять имеющиеся  у них  знания, умения, способы действия, использовать свой жизненный опыт.  Они побуждают к приобретению новых знаний, расширяют представления о предприятиях своего района, города.

Однажды, пригласив   детей  выглянуть в окно, где  стояла детская площадка, я спросила, знают  ли  они, кто такие площадки   выпускает. Оказалось, что нет,

не знают.  Знакомство с предприятием  КСИЛ  началось тут  же,  в  классе, когда перед  детьми открылась  «передвижная  рекламная  выставка» предприятия  КСИЛ  (это  были фотографии с образцами выпускаемой продукции, координаты предприятия).

Предварительной работой к этому уроку была лабораторная работа, в результате которой школьники  познакомились со свойствами и способами обработки пластиковых трубочек.

Теперь, на уроке,  они поняли, что будем учиться конструировать, используя не только привычные, но и новые материалы.  После  2-х уроков работы в группах и индивидуально была собрана  детская площадка.

В школе ежегодно проводится олимпиада по труду, а  на районных олимпиадах  ребята занимали призовые места.

Таким образом, при выполнении творческих работ, дети:

* совершенствуют трудовые навыки,

* осознают необходимость свободного  владения  инструментами,

* учатся работать  с информационным материалом,

* развивают конструктивное воображение,

* расширяют знания о профессиях и предприятиях,

* приобретают  навыки  сотрудничества,

* учатся применять полученные  умения  не только на уроке, но и в других ситуациях. Такие виды работ  помогают   ребятам  раскрывать свой творческий потенциал,

накапливать опыт, который, я уверена, поможет им в жизни.

Литература

Н.М. Конышева.  Проектная деятельность школьников. \\ Начальная школа  2006. №5

М. Цветкова.        К  столетию проектного обучения.// Газета «Первое сентября»

Т. Н. Проснякова. Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.

Н. М. Конышева.  Технология. // Изд. Ассоциация ХХI век.

Н. М. Конышева.  Методика трудового обучения младших школьников.

Категория: Из опыта работы... | Добавил: Lubov
Просмотров: 11071 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
uCoz
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Кнопка сайта

    Поиск по сайту

    Выбирайте раздел

    Материалы

    Облако тегов
    Правила дети КСИЛ квиллинг кручение игольница город мастеров игра алгоритм построения измерение инструмент новый год день ёлка кроссворд. загадка разметка корда Игла творчество Кукла задания кроссворд Композиция безопасность декупаж идея изделия инструменты 1 сентября игрушка на конусе. конструирование конус Городец конь-качалка колодец моделирование кордовая Олимпиада 2100 клапан шкатулка Конкурс весёлый лоскуток санки Виртуальная экскурсия крышка Мастер класс 3 класс 8 марта кулинария 5 класс букет осенний ваза баннер жюри прихватка бумагокручение бабка ёжка Избушка фестиваль конструирование моделЬ добрых рук мастерство ДИПЛОМ итоги выставка 1812 Воспоминания лето технология викторины витраж баннеры интернет-викторина творческая мастерская кардмейкинг ДПИ бумага геометрический узор 4 класс баннеры участникам чертёж развертка вертушка летающая модель мастер-класс шаблон презентации Встреча друзья видеоурок декоративно-прикладное творчество глина керамика Полоски Детали дымково лепка из пластилина лепка бумажные технологии весна Вырезание зима

    Погода за окном

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт посетили:


        Непрерывная подготовка учителя технологии    Страна Мастеров  
    Сайт Левитиной Л.С. © 2019
    Сайт создан в системе uCoz